главная поляна
Природа мрачнела тем быстрее, чем глубже входил в свою пору Листопад. Череп, тихо ступающий по желтоватой траве, подмечал это краем глаза. Когда ходишь по этим тропам каждый день, окружающая действительность изменяется очень плавно, и не всегда удаётся поймать тот переломный момент между вчерашним днём, когда ты ходил под ярко-зелёными от солнца кронами тополей, и сегодняшним, когда видишь на шерсти прозрачные капли утренней мороси и ощущаешь, как от ломоты в костях дрожат скулы. В этот сезон Листопада он, впрочем, чувствовал себя гораздо лучше, чем в предыдущий. Даже привычная бессонница начала сдавать позиции, и он наконец-то смог смотреть на мак без жадного, покорного блеска в глазах. Череп подумал, что давненько не наведывался к Сивой. Было время, когда он почти не выходил из её палатки, ночевал и прибирался там, словно решил остаться навсегда. А она заботилась о нём. Кажется, даже выпытывала у Ореха какие-то особые методы лечения для его вымороженных суставов. Смешная. Тратила на него больше лекарств, чтобы хоть немного поднять ему настроение. Даже охотилась вместе с ним. Одной лапой. А теперь она уже и не ждёт его. И не захочет слышать, как он тихо заходит в палатку, принося на шерсти частицу наружного холода. Они оба снова поодиночке.
Череп нахмурился своим мыслям и опустил взгляд на Тростинку. Удивительно, но она даже старалась идти с ним вровень. Неумело сдерживала порывы вырваться вперёд и броситься вскачь по траве и лесному опаду. Череп не тормозил её, даже если она выбегала на пару шагов перед ним. Тростинка пыталась бороться со своей природой перекати-поля, и он не вмешивался в эту борьбу. Каждый из них ведёт свой бой, и у каждого всего лишь один настоящий союзник: он сам.
Тростинка посетовала на ураган запахов и звуков, кружащий голову, и он, пожав плечами, ответил:
- Ты привыкнешь не обращать внимания на лишние запахи. Главное - тренироваться.
Череп не знал, что вырастет из его ученицы. Может, в ней откроется талант следопыта. Или гениального пловца. Или же, назло генам, она будет виртуозно ловить мышей и птиц. Но, что наиболее вероятно, она станет воительницей с вполне сбалансированными навыками. Как все.
Они вдвоём приближались к тому месту, где проходила граница между их племенем и Грозовым. Череп выглядел также мрачно как и обычно, оттого невозможно было понять, переменилось ли его настроение. Речной воин размышлял о захвате новых территорий и о том, что скажет на вечернем собрании. А высказаться ему придётся. Потому что, каким бы холодным и отчуждённым он ни был, он не мог бросить своё племя на грани катастрофы. Всё-таки, Бурозвёзд смог вложить в своего оруженосца что-то, кроме охотничьей сноровки.
Словно уловив мысли Черепа, Тростинка принялась скакать вокруг него, легко растрачивая драгоценную энергию своей молодости. Он слушал её молча, не перебивая, как всегда слушал своих собеседников. Иногда он даже позволял себе паузу перед ответом на случай, если собеседник захочет сказать что-то ещё.
- Созвездие заинтересована в мнении воинов, - спокойно проговорил он. - Сделать из тебя воина за один день?.. - в тот момент Череп выглядел так, будто действительно задумался над этим вопросом. - Пожалуй, никто не поверит, даже если я это сделаю.
Он вздохнул и сделал пару шагов вперёд, оставляя неугомонную Тростинку позади. Ему не нравились шумные и слишком энергичные спутники, и, будучи молодым воином, он скорее всего зашипел бы на ученицу. Но возраст сделал его мудрее и спокойнее, поэтому он предпочёл просто абстрагироваться от раздражителя.
- Я научу тебя охотиться на мышей, - вновь подал он голос. - Позже. Сначала на рыбу.
Череп знал, что навык охоты на лесную дичь особенно пригодится Тростинке в сезон Голых Деревьев, если река замёрзнет. Но также понимал, что когда похолодает, они не смогут проводить у воды много времени. Поэтому решил, что постарается использовать все погожие дни Листопада с максимальной пользой для обучения Тростинки плаванию и рыбалке.
Тем временем, в нос ударил чужой запах, и Череп остановился у края берега. Тростинка, похоже, тоже почуяла дух грозовых котов, и засыпала его вопросами.
- Всё не так просто, как тебе кажется, - тихо, но твёрдо сказал воин. - В старые времена река была шире. Чтобы добраться до Нагретых камней, даже грозовым воинам пришлось бы плыть. Им не было дела до этих булыжников. Однако когда вода отступила, они предъявили свои права на территорию. Мы, впрочем, не согласились просто так отдать им свои угодья, и с тех пор за Нагретые камни ведётся война. С переменным успехом.
Череп неприязненно оскалился, вспомнив исход последней битвы. Он мог быть равнодушен к племенам в целом, но когда воители начинали вести себя откровенно по-скотски, он далеко не всегда оставался в нейтралитете.
- Наше племя сильное, Тростинка, - произнёс Череп, неотрывно глядя на чужой берег. - Возможно, сильнейшее из племён, раз грозовым котам потребовалась помощь союзников, чтобы отвоевать у нас Нагретые камни. Воинский Закон гласит, что племена должны объединяться против общей беды. Но в нём ничего не сказано о том, что два племени могут сбиться в свору, чтобы загрызть третье. Где двое сговариваются против одного, нет места чести. Ты хочешь поскорее увидеть новые территории, но что, если за нашу смелость на нас ополчатся три племени сразу? А кроме них, ещё и одиночки.
Череп перевёл взгляд в направлении далёких, скрытых за рекой пустошей. С племенем Ветра у Речного отношения тоже не ладились. И наверняка Звездопад будет недоволен тем, что речные урвут себе кусок земель рядом с его территорией.
- Запомни запах грозовых котов. Здесь проходит наша граница, и по закону мы не имеем права нарушать её. Закон допускает, что границу может перейти отряд, отправленный предводителем. Кроме того, воители обычно пересекают границу, если видят, что за её пределами кто-то попал в беду. Бездействие иногда можно приравнять к убийству, а убийство также запрещено по закону.
Черепу не хотелось надолго оставаться в этом месте, он предпочитал дикие части реки, где меньше пахнет котами. Поэтому, постаравшись объяснить всё, что хотел, он уверенно взмахнул хвостом, командуя Тростинке следовать дальше.
- Созвездие - храбрая предводительница, - неожиданно сказал Череп. Он любил иногда говорить то, чего от него точно никто не ждёт. - Ей пришлось пережить больше, чем иным другим предводителям. Не каждому лидеру достаётся столько грязных слов и столько подлости от соседей. Она давно могла сдаться, но не сделала этого. Сейчас по её вине может пострадать множество воителей. Но, с другой стороны, если всё пройдёт удачно, мы получим новые охотничьи угодья и сможем с наименьшими потерями пережить Голые Деревья. Представь, насколько тяжёлое решение она должна принять. И скажи мне, как ты поступила бы на её месте?
Любой из бывших учеников Черепа сказал бы, что это одно из его заданий. Он частенько задавал им вопросы и ждал серьёзных рассуждений от молодых котов. Что самое печальное, зачастую на его вопросы просто не существовало правильных ответов.
--> утёсы